На Аврориной скале мыса Ай-Тодор, нависая над морем, стоит необыкновенно красивый замок, ставший своеобразным символом Крыма — Ласточкино гнездо. Он действительно как гнездо ласточки, отважно завис, прилепившись на самом краю 38 метровой скалы, господствующей над всем берегом между Мисхором и Ливадией. Небольшой замок в готическом стиле, привлекает нескончаемый поток туристов. Здесь всегда людно, множество желающих полюбоваться видами, затаив дыхание, заглянуть вниз, испытав головокружительное чувство высоты и сфотографироваться на чудесном фоне, отрывающемся со смотровой площадки.
Несомненно, обаяние замка – в невероятности его бытия почти без земли между морем и небом. Внутренне убранство Ласточкиного гнезда не отличается роскошью: комнаты украшает только камин, да балки черного дерева с кронштейнами в виде лягушек.
История замка Ласточкино гнездо переплетена с легендами, которые с удовольствием рассказывают экскурсоводы и с еще большим удовольствием слушают курортники, с замиранием сердца поглядывая вниз. Реальная история не менее интересна. Впервые его упоминает Григорий Москвич в справочнике по Крыму 1895 года: «Дача «Ласточкино гнездо» построена чрезвычайно смело на отвесной скале». Следовательно, постройка к этому времени уже была. Имя генерала в отставке, первым осмелившимся построить дачу на этом скалистом пятачке не сохранилось. Известно только, что он был тяжело ранен в русско-турецкой войне 1877—1878 гг. После присоединения Крыма к России царское правительство щедро жаловало земли своим героям. Романтик-генерал называл свою дачу «Замок любви», другое ее название «Генералиф». В то время Ласточкино гнездо выглядело совсем иначе, это было деревянное одноэтажное строение. Именно таким его изображали на своих полотнах известные художники-маринисты Айвазовский, Лагорио и Боголюбов. На открытке (1901г.) с картины Лагорио дача представляет собой разрушающееся здание почти без кровли, с полуразвалившейся верандой.
Вторым хозяином дачи стал придворный врач и гласный земства А. К. Тобин. Он передал владение по наследству своей молодой красавице жене, а та продала его в 1903 году московской купчихе Рахманиной. В это время возникло и закрепилось за домиком на скале название - Ласточкино гнездо.
Следующим владельцем становится крупный немецкий нефтепромышленник барон Рудольф фон Штенгель. Ему-то мы и обязаны уникальности этого создания и, конечно талантливому зодчему А. В. Шервуду, сыну знаменитого архитектора В. О. Шервуда, проектировщика здания Исторического музея на Красной площади. Барон пожелал оставить в Крыму память о рыцарских замках средневековья — на месте деревянной дачи в 1912 году был построен миниатюрный замок, словно перенесенный на побережье Черного моря с берегов Рейна. Лаконичный дворец с высокой трехъярусной башней, его стены со стрельчатыми окнами уступами поднимаются к круглой башне с зубчатыми шпилями и с ее верха круто обрываются к морю вместе с краем скалы Авроры. Это удивительное архитектурное сооружение особенно поражает воображение видом с моря. Оно настолько удачно расположено на скале, что не сразу замечаешь, что его размеры не велики — ширина 10, длина 20 и высота 12 метров.
В начале первой мировой войны барон фон Штенгель предусмотрительно продал строение и спешно отбыл в Германию. Новому владельцу купцу Шелапутину, замок, переоборудованный под ресторан, особых доходов не принес, а вскоре и вообще был национализирован новой властью, как и его дача «Жемчужина». Во времена Советской власти правительство открыло в ней санаторий для комсостава Московского военного округа, в Ласточкином гнезде устроили столовую.
Сильное землетрясение 1927 года пощадило замок — он удержался на скале, в море сорвались только острые шпили башен. Но скала Авроры была повреждена, часть ее, из под нижнего балкона замка, рухнула в море, глубокая трещина пролегла от верхней площадки к середине. Какое-то время здесь еще находился читальный зал дома отдыха «Жемчужина». Но в 1966 году в Ялте произошло новое землетрясение, которое практически никто не почувствовал, разве что в квартирах посуда звенела. Но именно тогда замок и начал проседать, лежащие почти вертикально известняковые пласты скалы начали отделяться от мыса, грозя сбросить замок в море. Помещение и видовая площадка на долгие годы были закрыты для посетителей.
Было принято решение восстановить «Ласточкино гнездо». Только как это сделать с трёхэтажным зданием на краю скалы было неясно. Замок предлагали даже разобрать и перенести в другое место. Но порознь «Ласточкино гнездо» и скала Аврора потеряли бы свою рискованную красоту. Остановились на проекте, где требовалось разобрать лишь верхнюю часть здания. Восстановление началось в 1968 году, руководил операцией архитектор И. Г. Татиев. Была проделана сложная и опасная работа. Камни замка нумеровали и аккуратно складывали в безопасное место, уменьшая нагрузку на основание. «В балкон засверлили анкера, на которых закрепили люльки. В них рабочие спускались по тросам и работали, туда же опускали стройматериалы. Подъезд к замку из-за неустойчивости скалы был исключен. Поэтому бетон, арматуру, швеллер таскали вручную», — рассказывал Игорь Стручек сварщик-бетонщик треста «Ялтаспецстрой». Требовалось большое мужество, работать в подвесной люльке над пропастью, поэтому привлекались только добровольцы. Трещину заложили камнями и залили бетоном. Под основание замка подвели монолитную железобетонную плиту. Все сооружение обнесли антисейсмическими поясами. И только после этого приступили к реставрации здания.
В настоящее время в замке «Ласточкино гнездо» итальянский ресторан. Вокруг парк, в котором расположены санатории «Жемчужина» и «Парус». С его видовой площадки открывается чарующий вид на Ялту, Ялтинскую бухту и Аю-Даг. На соседней скале находится нависшая над пропастью площадка «Капитанский мостик». Внизу, у подножия, застыла скала Парус, а над ней установлена скульптура орла.
Бухта под самой скалой довольно тихая и позволяет швартоваться местным теплоходам и катерам даже в четырехбалльный шторм. В затопленных пещерах бухты, аквалангистами найдены следы пребывания людей каменного века.
За Ласточкиным гнездом высится Ай-Тодорский маяк, основанный в 1835 году. Но еще до этого мыс Ай-Тодор как географический ориентир значился на самой старой из известных науке итальянских рукописных карт — портолане генуэзца Висконти 1318 г. — и затем неизменно наносился на большинство карт XV—XVI веков. На центральном отроге мыса, названном Монастыр-Бурун, находили руины средневекового христианского монастыря Святого Теодора Тирона.
Многочисленные продавцы сувениров, оккупировавших площадку перед замком, продадут вам что-нибудь на память и с удовольствием расскажут пару душераздирающих историй о смельчаках, решившихся прыгнуть с Ласточкиного гнезда, но уже не выплывших на берег. Поведают об отважном юноше, любовь которого была отвергнута его возлюбленной. Чтобы завоевать сердце девушки, он садился верхом на лошадь, разгонялся и прыгал со скалы в море, пролетая по воздуху все тридцать восемь метров, каждый раз, смертельно рискуя своей жизнью. И только его безграничная любовь, и загадочная сила замка любви позволяла ему оставаться невредимым и возвращаться на берег.
Очень похожую реальную историю, произошедшую при съемке Станиславом Говорухиным фильма «Десять негритят», рассказывает Дмитрий Тарасенко: «С обрыва над гротом трижды падал в ноябрьское море, изображая убитого, ялтинский каскадер В. Будишевский. Третий дубль оказался столь правдоподобным, что не только требовательный режиссер, но и повидавший виды оператор закричал, с ужасом глядя на тело без признаков жизни, которым играли волны — ворочали, притапливали, тяжело ударяли о скалу...» Здесь же снимались некоторые эпизоды фильма «Человек-амфибия».