Сегодня мне опять звонили и спрашивали, "надежная ли у вас турфирма". Ну что ему ответить? "Нет, не надежная"? "Да, мы мошенники.


...Сегодня мне опять звонили и спрашивали, "надежная ли у вас турфирма". Ну что ему ответить? "Нет, не надежная"? "Да, мы мошенники. Обманем, а деньги не вернем"! Нет, не поверит. Подумает, что издеваюсь. Потребует соединить с директором, начнет жаловаться на плохое обращение. 


Но он, турист на проводе, не виноват в том, что лепит нелепые вопросы. Просто он прочитал страшную разгромную статью в газете или (во сто крат хуже) советы "специалистов" как найти "надёжную турфирму". 

Так как же ея, окаянную-то, найти? 

Можно почитать рекламные объявления. Здесь все надёжные. 

Здесь все крутые и все ими довольны. 

"Работаем 5 лет"! "10 лет в туризме"! Здорово!!! 

В 1996 г. фирма "Даль", серьезный оператор по автобусным турам, отпраздновала свое пятилетие. "Нам 5 лет, Вам – 5% скидки"! И потянулся народ к Ленину нескончаемым потоком... Следствие потом обнаружило несколько паспортов, валявшихся на полу и еще парочку в распахнутом сейфе.

Юбилей прошел успешно! 

А какие ещё критерии надёжности? "Специалисты" предлагают, например оценивать турфирму по 
1) опыту работы (но это мы уже рассмотрели), 
2) наличию всех необходимых сертификатов и лицензий, 
3) имиджу. 

Пункт первый прошли. Теперь пункт второй. Оформить лицензию и все сертификаты может любая фирма за определенную сумму безо всяких проблем. Получить грамоты и призы за вознаграждение тоже не сложно. Также, как и купить место в рейтинге или страничку в сборнике "Золотой Бизнес". 

Без лицензии сейчас работают лишь самые оголтелые, да и тех остались единицы. На их удочку попадаются лишь самые тупые. Так что, критерий не проходит. 

Имидж. Что это такое? Солидный офис и реклама. Оба они у надежных фирм должны быть очень солидными. Например, как у "Скайтера", который закрылся. А если они не публикуются на обложках глянцевых журналов, то и турфирмы не солидные. Так, мелочь пузатая (и ненадежная). 

Вот что я вам скажу, дорогие мои. 

Имидж не имеет никакого касательства ни к качеству, ни к надежности. Потому что это – реклама. То есть все рассчитано на усиление рекламного эффекта. А что такое реклама, сами знаете. Реклама – это... реклама! При том, что реклама – вещь затратная, дорогая и часто неокупаемая. 

Часто так бывает, что фирма поначалу "светится" везде – на ТВ, радио, рекламных щитах, в дорогих журналах, а потом... тишина. Можно слицемерить, сказать , что "нас и так все теперь знают" и "мы теперь не нуждаемся в рекламе", но скорее они не в рекламе не нуждаются, а нуждаются в деньгах. 

Реклама должна себя окупать и приносить прибыль, а не прославлять рекламодателя. А потом, чтобы эту рекламу окупить, надо с кого денежку взять? Естественно, с туриста. 

Вот, у "Содиса" , и офис будь здоров и реклама – загляденье, но цены... А ведь не со зла и не из корысти ради, а только чтобы окупить ВСЁ ЭТО. Правда к ним и клиент ходит "упакованный", и не за спецпредложениями по Турции за 199 долларов. Для него ВСЁ ЭТО – часть его собственной "упаковки"; он сам это признает и за это сознательно платит. 

Для многих имидж становится просто маниакальной идеей. Рекламу "Sprite" никогда не видели, что ли? Беру, например, журнальчик "Азбука Путешествий" (выпускает "TSW"). На первой странице – программный манифест. "Подумайте сами,"- вопрошает автор, - "как фирма, у которой нет денег даже на ремонт офиса, сможет забронировать приличный отель на Сейшелах?". Мне, как читателю, предложили подумать, я и подумал. И, представьте себе, не нашел никакой логической связи между евроремонтом и бронированием отелей. Что, если у меня офис меньше 150 кв. метров, без натяжных потолков и стеклопакетов, мне хотельеры в брони откажут? Да им, по сути, всё равно, от кого клиента получить, а через Интернет вообще любой человек может номер забронировать, пусть даже у него самого дома стены газетами обклеены. 

Рассмотрим вопрос с другой стороны. Хочу поехать на те же Сейшелы. Прихожу в одну турфирму. Прикидываю. Аренда офиса у них – тысяч на 5(долл.) тянет, реклама – еще на такую же сумму + зарплата. Клиентов не очень много, и значит, что они вынуждены сделать мне такую наценку процентов 50, а то и больше к пакетной стоимости тура. 

Прихожу в другую. Аренда – долларов 500-600, скромная, но со вкусом, реклама, работников не более 5. Клиентов у них не больше, но тур они теоретически могут посчитать дешевле, потому что аппетиты скромнее (хотя и не всегда). Услуги те же, а цена разная. 

Взять, к примеру, "Интаер". Офис у них до недавнего времени был небольшой. Тесно было. Зато летали и летают большие самолеты, груженые их туристами. 

Или "Старый Город". Сидят в госучреждении, кругом витает терпкий дух "совка". Но по Европе курсируют десятки автобусов с их "старгородскими" туристами. 

Ну вот я всё смеюсь, а что посоветую? 

Главный критерий – профессионализм и компетентность. Размер не имеет никакого значения. Как показывает практика, крупным компаниям многие направления оказываются "не по зубам". Массовые направления (Турция, Кипр, Испания, Египет, Таиланд) – это пожалуйста, но, например, Индия или сафари в Африке – это удел относительно небольших компаний. Кстати говоря, "возраст" турфирмы может быть небольшой, но она может играть заметную роль на рынке. К примеру, сплоченный коллектив хороших профессионалов ушёл из крупной турфирмы и создал свою, меньшую по размерам. Отпочковались, так сказать. С ними перекочевали опыт, связи, клиентская и агентская сеть. Пусть их турфирме без году неделя, но их самих зато знают в лицо. "Работают не с турфирмами, работают с людьми". 

Постарайтесь узнать, кто является основным игроком рынка на данном направлении. Они либо уже определились (Испания, Германия, Египет, Турция, ЮВА, горные лыжи, морские круизы и т.д.) и широко известны, либо нужно обратиться к спецам, но по-умному. Есть такой журнал "Горячая Линия" ИС "Банко". Купите в редакции несколько номеров, почитайте, что о них, этих игроках, пишут. Может, ничего хорошего. То, что сами компании пишут о себе, не всегда достоверно. Отзывы друзей и знакомых тоже, к сожалению, не могут в должной степени служить гарантией того, что именно Ваша поездка пройдет без проблем. Увы, накладки случаются даже у самых замечательных и "благонадежных" турфирм. 

Узкая специализация. Это вещь очень хорошая везде и всегда. Особенно в туризме. Она обеспечивает хорошее знание менеджерами тех направлений, которые предлагаются клиентам. Особенно хорошо, если они сами проехали по всем маршрутам. Есть турфирмы не очень большие, но уже занявшие прочные ниши на своих направлениях. Как правило, у них и цены лучше, и программы четко проработаны. К тому же, именно к ним обращаются агентства с тем, чтобы отправить своих клиентов. 

Будь ближе к телу! То есть, к туроператору. Это, конечно, не значит, что путевки в Турцию нужно покупать непосредственно в центральном офисе "TEZ-Тура" , а в Испанию – в "Натали". Но узнать, кто же является производителем того "турпродукта", который потребляешь, очень желательно. Правда, многие турфирмы хранят эту информацию от клиента в тайне до самого отъезда, уверяя, что именно они являются операторами, но "чьи в лесу шишки" становится ясно уже в аэропорту. 




Копирование материалов без активной ссылки на сайт запрещено!